Некоторые аспекты взаимоотношений России и Европейского Союза
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и
Европейского Союза.
Для
наступившего 2007г. проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС
является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического
переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего
уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще
предстоит сделать.
Постоянный
Представитель РФ в ЕС Василий Лихачев так объяснил суть взаимоотношений России
и Евросоюза: «Становление
в России правового государства проходит под влиянием различных факторов.
Растущее значение имеют внешние обстоятельства и предпосылки. В числе таких
внешних факторов — участие России в многосторонней дипломатии, в деятельности
различных международных организаций и конференций. За последнее время активно
развивается диалог РФ с Европейским союзом, важнейшим политическим и
экономическим образованием в мире. Совершенно очевидно, что европейскую
историю, европространство безопасности и сотрудничества объективно не выстроить
без России, без ее интеллектуального, технического и сырьевого потенциала. Но и
само развитие России в политико-экономической плоскости трудно представить вне
стратегического партнерства, системного взаимодействия с европейскими
государствами, с международными организациями — ОБСЕ, ЕС, Советом Европы и
др.».
Действительно,
отношения между РФ и ЕС развивались достаточно плавно, пройдя, за сравнительно
небольшой отрезок времени, путь от состояния “бесполезного безразличия” к
современному состоянию “стратегического партнерства”. На пути развития этих
взаимоотношений было много препятствий – конъюнктурных, идеологических и
политических. При этом, несмотря на экономическую взаимодополняемость и
взаимозависимость, на практическую невозможность некоего “равноудаленного
положения” России во внешней торговле и мировой экономике, все же расхождения в
сиюминутных внешнеполитических интересах поставили современные отношения между
Россией и Европейским союзом, по оценке ведущих российских экспертов, в “поле
высокого напряжения”.
На
сегодняшний день можно выделить три блока основополагающих документов,
регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС в рамках стратегического
партнерства:
1.
Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС как основополагающий, центральный
документ этих взаимоотношений.
2.
Секторные
соглашения, принятые на основе СПС и развивающих ее положений в различных
сферах взаимодействия России и Европейского союза.
3.
“Дорожные
карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не
имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия
и действия в рамках текущих отношений между сторонами.
Рассмотрим
каждый из блоков в отдельности.
Первый блок.
Основу
для отношений между Россией и Европейским союзом закладывает Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской
Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны, заключенное 24 июня 1994г. на о. Корфу
(Греция). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) вступило в силу с 1
декабря 1997г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во
всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ. Федеральное
Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г.
СПС с
Россией стало своего рода “прототипом” всех остальных Соглашений о партнерстве
и сотрудничестве. Соглашения ЕС с остальными странами СНГ писались, используя
опыт заключения СПС с Россией. Такого рода Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве были заключены Европейским союзом со всеми странами СНГ, их
тексты практически полностью совпадают. Поэтому Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве можно назвать “типовым соглашением”.
СПС
было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной
автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет
заявлять о его денонсации. Соответственно основной срок действия СПС истекает в
2007г. Ряд норм СПС имеет прямое действие на всей территории ЕС в соответствии с
Решением Суда ЕС от 12 апреля 2005г.
При
особом акценте на экономическом сотрудничестве, Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Россией и ЕС 1994г. заложило прочный фундамент для
развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам.
Соответственно, данное Соглашение является комплексным на фоне доминирующего
экономического содержания. Действительно, СПС носит базовый характер, содержит
общие положения о сотрудничестве между Европейским союзом и Россией. Многие его
положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных
двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Положения СПС охватывают широкий
круг вопросов, в том числе политический диалог, сотрудничество в области
образования, энергетики, совершенствования законодательства и пр. В СПС
существует прочная институциональная основа для взаимодействия РФ и ЕС.
Главными институтами взаимодействия сторон являются ежегодные саммиты Россия-ЕС
на уровне глав государств/глав правительств; регулярные (раз в полгода) встречи
на уровне министров иностранных дел России и стран ЕС. Комитет по вопросам
политики и безопасности проводит консультации с Россией, также проходят
переговоры по международным проблемам между Высоким представителем ЕС по ОВПБ и
Министром иностранных дел РФ. Политический диалог осуществляется и на встречах
«Тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров,
ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при Европейских
Сообществах в Брюсселе с «Тройкой» Комитета по политике и безопасности и на
экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.
Существенной
особенностью СПС является его относительная перспективность. Оно изначально
было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится
рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО. Еще одним важным фактором,
указывающим на перспективность СПС, является его окончательная нацеленность на
создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией.
Будущее
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, как и будущее взаимосвязей России и
Европейского союза, во многом зависит от того, какие приоритеты в отношениях
друг к другу закладываются ими сегодня. Взаимозависимость сторон друг от друга
безусловно не могла не повлиять на законодательство. СПС подтолкнул РФ
постепенному достижению совместимости своего законодательства с
законодательством Сообществ. Этот процесс сближения законодательств (а в лице
ЕС это около 8 тыс. разнообразных юридических актов) распространяется, в
частности, на такие отрасли права, как предприятия и предпринимательская
деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение
компаний; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей
среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное
законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные
акты в области ядерной энергетики; транспорт.
На
заседании Европейского совета 3–4 июня 1999г., проходившем в г. Кельн
(Германия), была утверждена Общая стратегия Европейского союза по отношению к
России сроком на 4 года. Общая стратегия определяет основные цели в отношениях
с Россией. Такими целями являются:
1.
укрепление
демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в
России;
2.
интеграция
России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;
3.
сотрудничество
в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
4.
сотрудничество
по общим проблемам европейского континента.
Среди
вышеперечисленных целей Сотрудничество в области безопасности находится в
данный момент на весьма приоритетном уровне. В Совместной декларации РФ и ЕС об
усилении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам
безопасности, которая была подписана в Риме в ноябре 2003 года, было заявлено,
что основой сотрудничества между РФ и Евросоюзом является борьба с терроризмом
и обязательства по предотвращению распространения оружия массового уничтожения.
СПС включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству России и Евросоюза
по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция;
противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции;
незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы;
подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ). В Соглашении
имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание”
денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности,
от преступлений, связанных с наркотическими веществами; борьба с незаконным
производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а
также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических
веществ. Включение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных
отношениях Евросоюза с другими странами. Обе стороны объективно заинтересованы
в развитии сотрудничества на антикриминальном направлении. ЕС установил прямые
контакты с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими
силовыми ведомствами России, совместно был проведен ряд акций по борьбе с
организованной преступностью и наркобизнесом.
Тем
не менее, становлению полноценного сотрудничества препятствует ряд факторов. В
практической плоскости масштаб сотрудничества России с ЕС в рамках ОВПБ до сих
пор ограничен. Это объясняется в первую очередь тем, что ОВПБ (в отличие,
например, от структур блока НАТО) имеет относительно «закрытый» характер в
плане взаимодействия с государствами, не входящими в ЕС. Главная задача
Высокого представителя ЕС по ОВПБ состоит в том, чтобы способствовать выработке
согласованной позиции стран Евросоюза по важным международным проблемам и в
целом стремиться к повышению способности ЕС говорить в мировой политике «единым
голосом». Развитие отношений многосторонних внешнеполитических и военных
структур ЕС с третьими странами пока, очевидно, является лишь второстепенной
задачей руководителей ЕС, ответственных за ОВПБ. Более того, в связи с
развитием Европейской политики соседства, ЕС стремится способствовать стабилизации
регионов – стратегических соседей ЕС и будет концентрировать свои усилия на
распространении своей концепции демократии на постсоветском пространстве. Все
это может вызвать определенные осложнения в отношениях РФ и ЕС. Более того, у
ЕС и РФ имеется ряд разногласий по урегулированию чеченской проблемы, прав
человека в странах Балтии, проблемы Калининграда. Несмотря на все сложности во
взаимоотношениях ЕС и РФ, Евросоюз понимает, что без стабильного взаимодействия
с Россией, в том числе и по вопросам безопасности, невозможно будущее развитие
общеевропейского процесса.
Одним
из приоритетных направлений во взаимодействии России и ЕС в области
безопасности сможет стать борьба с терроризмом. Трагические события в различных
городах стран Евросоюза свидетельствуют о том, что и Европа уже не находится в
безопасности. Поэтому усиленное взаимодействие в области борьбы с терроризмом
стран Евросоюза и России, которая на своем личном примере испытала все ужасы
террористических актов, могло бы быть крайне эффективным. Россия уже принимала
участие в полицейской миссии в Боснии и Герцеговине под эгидой ЕС в рамках
ОВПБ.
Позиция
России в отношении Европейского союза сегодня находит отражение в Стратегии
развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную
перспективу (2000–2010 гг.), представленной российской стороной на встрече
Россия–Европейский союз в Хельсинки 22 октября 1999г. Данная стратегия является
логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском
направлении, исходит из общности исторических судеб народов и ответственности
государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Основными
целями данной Стратегии являются:
1.
обеспечение
национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире
путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;
2.
привлечение
хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для
содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России,
базирующейся на принципах справедливой конкуренции;
3.
дальнейшее
строительство демократического правового государства в России.
В
Стратегии указывается, что Россия отдает приоритет построению отношений с
Европейским союзом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и не
ставит целью на ближайшие 10 лет вступление в Европейский союз или создание
ассоциации с ним (т.е. получение статуса ассоциированного члена). Напротив, в
том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона
выражает всяческую поддержку этому и не исключает идеи создания зоны свободной
торговли между нашей страной и Европейским союзом в первые десятилетия XXI
века. Стратегия России в отношении Европейского союза определяет приоритетные
направления интенсификации сотрудничества.
Второй блок.
На
сегодняшний день, в силу того, что СПС носит «рамочный характер», было заключено
несколько двусторонних соглашений, то есть на основе Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений
между Россией и Европейским союзом.
Такими
соглашениями являются:
·
Соглашение
между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998г.,
·
Соглашение
между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000г.,
·
Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001г.,
·
Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001г.,
·
Соглашение
между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002г.,
Страницы: 1, 2
|